Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативные документы и письма по формированию и оценке функциональной грамотности
федерального уровня
-
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №590, Министерства просвещения Российской Федерации №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (скачать pdf, 1,5 Mb)
-
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий» (скачать pdf, 1,5 Mb)
-
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (скачать pdf, 1,5 Mb)
-
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности» (скачать pdf, 1,5 Mb)
-
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (скачать pdf, 1,5 Mb)
-
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» (скачать pdf, 1,5 Mb)
регионального уровня
-
Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2021 №2920-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга па 2021/2022 учебный год» (скачать pdf, 1,5 Mb)
-
Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год» (скачать pdf, 1,5 Mb)
-
Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р» (скачать pdf, 1,5 Mb)
-
Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (скачать pdf, 1,5 Mb)
-
Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности
06 апреля 2022
Электронные ресурсы и банки заданий
Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA
Электронный банк заданий по функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы: https://fg.resh.edu.ru/
- Видеозапись о доступе к электронному банку заданий ФГ: https://youtu.be/sXa29f7PLLE
- Видеозапись о создании мероприятия для обучающихся: https://youtu.be/JxMoPZE3E0w
- Видеозапись об экспертизе ответов учеников на открытые задания работы: https://youtu.be/cMtNpPKoWMM
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы). ФИПИ. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Материалы по функциональной грамотности на сайте "Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»" (переход на страницы сайта Института стратегии развития образования http://skiv.instrao.ru/)
Информационно-методические материалы
Рекомендуемая литература
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. - http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/bank-trenirov-zadanij.pdf
Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке. - http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/kompetencii-4k.pdf
PISA. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач. - http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/pisa-sbornik.pdf
Уроки формирования функциональной грамотности. - http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/uroki-formirovanija-fg.pdf
Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность. Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель» 5 октября — 19 ноября 2020 -
http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/kompetencii-uchitelej.pdf
План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся
Положение о мониторинге качества обучения
План внутренней системы оценка качества образования
Результаты анкетирования педагогов "Удовлетворенность школьной жизнью"
Результаты анкетирования родителей обучающихся 1 - 4 классов
Результаты анкетирования родителей обучающихся 5 - 9 классов
Результаты анкетирования родителей обучающихся 10 - 11 классов